«Научный» и практический подход к лучевому обследованию позвоночника.




Лучевое исследование скелета

В настоящее время, в умы клиницистов и лучевых диагностов, широко внедряется следующая «научная» тенденция - «для диагностики патологии позвоночника первоочередно применять многоинформативные, несомненно, более ценные, методы обследования, такие как РКТ (рентгеновская компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография)».


Георгий Беляев, кандидат медицинских наук
ФГ ЛПУ «Поликлиника ФНС России»

Игнорирование стандартного обследования позвоночника, такого как рентгенография в 2 проекциях и рентгенография отделов позвоночника с функциональными пробами неоправданно и неприемлемо.

Перечислю большую часть причин, данной точки зрения:
- возможность снижения лучевой нагрузки, при знании локализации патологического процесса и отсутствии «необходимости» выполнять спиральное сканирование большего числа сегментов;
- рентгенография обладает, по сравнению с пошаговой КТ, большим пространственным разрешением;
- КТ-обследования позвоночника только по клинической локализации области обследования могут приводить к «искреннему» заблуждению в суждениях, ввиду ошибочной топической диагностики;
- по сканограмме (топограмме) выполняемой в боковой проекции, получаемой для планирования обследования при КТ, не всегда возможно точно определить (визуализировать) область интереса, а также количество позвонков: грудной отдел - «наложения» ребер, легочного и сердечного «компонентов», в поясничном отделе - суммация с изображением крыльев подвздошных костей, газами толстой кишки;
- определение «переходных» позвонков возможно лишь при обзорной рентгенографии, либо при компьютерной томографии 2 отделов позвоночника;
- достоверная и объективизированная оценка степени нестабильности в сегментах позвоночника невозможна без выполнения рентгенографии с функциональными пробами;
- выполнение обследований отделов позвоночника с функциональными пробами методом КТ - связано с непомерно большей лучевой нагрузкой и загруженностью аппаратуры факультативными методиками, методом МРТ - нерентабельно, время- и трудоёмко, а также приводит с неоправданной загруженности специалистов малорас-пространенного аппаратного медобеспечения;
- не все клиники, имеющие КТ и МРТ, имеют «последние» модели: в большем количестве - пошаговые КТ и «низкопольные» МРТ, что, в свою очередь ограничивает аппаратные возможности;
- такие ориентиры, точно определяемые при стандартной рентгенографии, как грыжи Шморля, псевдоспондилолистезы очень пригодятся при планировании обследования на томографе и посегментной ориентации;
- рентгеновское обследование позвоночника не связано с архибольшой лучевой нагрузкой, относительно недорого и должно применяться в клиниках, даже имеющих КТ и МРТ, хотя-бы как скрининговое.



  1. 2005-11-25 04:41:25 Аноним
    Полностью поддерживаю автора. Пренебрежение стандартным диагностическим алгоритмом (осмотр вертебролога, затем фас+функция поясничного отдела позвоночника, по показаниям - уточняющие методы - МРТ или КТ) может привести к неверному счету позвонков, пропуску спондилолиза дужки, или направить больного по ложному пути в тех случаях, когда болевой синдром обусловлен другими патологическими состояниями.
    Зельский И.А. зав. отд. луч. диагностики Уральского НИИ травматологии и ортопедии
    Ответить на это
    1. 2006-02-02 21:30:53 Sirob
      Игнорирование того, что с успехом применялось в течение более, чем 100 лет просто глупо. Внедрение новых методов не значит, что их нужно применять, закрыв глаза, на предыдущий опыт. Следует учитывать и достаточно точно устанавливать диагностические задачи, которые необходимо решить в каждом конкретном наблюдении. Нередко стандартная рентгенография позвоночника отвечает на все диагностические вопросы, а дполнение ее КТ или МРТ практически никак не способствует выбору правильной лечебной тактики. Нельзя в медицине, сломя голову, подвергаться моде на лечение или на диагностику. Автора нужно поблагодарить за поднятую тему.
      Ответить на это
      1. 2006-02-03 13:11:19 Аноним
        Чувствуется вас очень обидела компьютерная томография, дорогие приверженники старой школы, все что и стоит делать перед КТ, так это только рентгенгрофию с функциональными пробами, а до всего остального вам с КТ не конкурировать и даже не занять вам места скринингового исследования, На топограмме хорошо видно и количество позвонков, в крайнем случае можно сделать прямую топограмму, ведь рентгенография тоже стоит денег, рублей 500 - 600, а то и больше, также это дополнительная лучевая нагрузка, главная цель связать клинические проявления с рентгенологической картиной, а при рентгенографии только коссвенные данные могут говорить о наличие протрузии или грыжи диска, а как правило именно эта патология, чаще всего имеет место. То что стандартная рентгенология отвечает на все диагоностические вопросы это вообще глупость!!! И КТ это веение в моде???!!!! это современнейший метод диагностики и огромный прогресс в рентгенологии.
        Самое обидное что многие так считают, и так считают многие врачи рентгенологи занимающиеся классикой, что КТ, МРТ это проще "паренной репы", и там надо знать 2 -3 диагноза и все, что там знать, такие разговоры и мнения от незнания, ведь по мимо костей котрые видны при классическом исследование, при КТ и МРТ - хорошо визуализируются внутренние органы и мышцы, связки и др. а это целые отделы в медицине: эндокринология, гастроэнтерология, нейрохирургия, неврология и др., так что не обижайтесь на КТ и Мрт, конечно и классическая рентгенология не куда не денется, но и лишние методы исследования сами по себе уйдут. Возможно это только мое мнение.
        Ответить на это
      2. 2006-02-02 21:32:39 Sirob
        Игнорирование того, что с успехом применялось в течение более, чем 100 лет просто глупо. Внедрение новых методов не значит, что их нужно применять, закрыв глаза, на предыдущий опыт. Следует учитывать и достаточно точно устанавливать диагностические задачи, которые необходимо решить в каждом конкретном наблюдении. Нередко стандартная рентгенография позвоночника отвечает на все диагностические вопросы, а дополнение ее КТ или МРТ практически никак не способствует выбору правильной лечебной тактики. Нельзя в медицине, сломя голову, подвергаться моде на лечение или на диагностику. Автора нужно поблагодарить за поднятую тему.
        Ответить на это
        1. 2006-02-04 10:04:36 Аноним
          Чувствуется вас очень обидела компьютерная томография, дорогие приверженники старой школы, все что и стоит делать перед КТ, так это только рентгенгрофию с функциональными пробами, а до всего остального вам с КТ не конкурировать и даже не занять вам места скринингового исследования, На топограмме хорошо видно и количество позвонков, в крайнем случае можно сделать прямую топограмму, ведь рентгенография тоже стоит денег, рублей 500 - 600, а то и больше, также это дополнительная лучевая нагрузка, главная цель связать клинические проявления с рентгенологической картиной, а при рентгенографии только коссвенные данные могут говорить о наличие протрузии или грыжи диска, а как правило именно эта патология, чаще всего имеет место. То что стандартная рентгенология отвечает на все диагоностические вопросы это вообще глупость!!! И КТ это веение в моде???!!!! это современнейший метод диагностики и огромный прогресс в рентгенологии.
          Самое обидное что многие так считают, и так считают многие врачи рентгенологи занимающиеся классикой, что КТ, МРТ это проще "паренной репы", и там надо знать 2 -3 диагноза и все, что там знать, такие разговоры и мнения от незнания, ведь по мимо костей котрые видны при классическом исследование, при КТ и МРТ - хорошо визуализируются внутренние органы и мышцы, связки и др. а это целые отделы в медицине: эндокринология, гастроэнтерология, нейрохирургия, неврология и др., так что не обижайтесь на КТ и Мрт, конечно и классическая рентгенология не куда не денется, но и лишние методы исследования сами по себе уйдут. Возможно это только мое мнение.
          Ответить на это
          1. 2006-02-20 05:25:59 Аноним
            Мало иметь хорошую аппаратуру в виде КТГ и МРТ,надо ещё и голову на плечах иметь.Тогда кроме своей любимой протрузии ещё очень много важных вещей можно увидеть!
            Ответить на это
            1. 2006-02-20 08:59:38 Аноним
              я полностью с Вами согласен, что помимо протрузии еще много чего можно увидеть, и читать надо внимательнее...
              Ответить на это
            2. 2007-09-10 15:30:29 Аноним
              В отношении диагностики дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника КТ и МРТ являются методами, используемыми в нашей стране( имею в виду бывший Совок в целом ) неоправданно широко, по принципу "любой каприз за ваши деньги". С приходом страховой медицины надеюсь эта каша упорядочится, ведь детализация поражения диска( типа точный размер грыжи или протрузии до мм ) важен только для предоперационной подготовки б-го, а все остальное видно на обычных рентгенограммах в 2-х проекциях ну и + мозги у рентгенолога должны быть, и кой какая начитаность. И все будет в шоколаде!
              Ответить на это
              1. 2009-09-08 16:32:38 Аноним
                КТ необходима лишь в качестве предоперационной подготовки больного. То, что у нас КТ стала скринингом, имеет только одну цель - развод на деньги. Сама идея скриниг-КТ маразматична. Уважаемый, вы путаете местами курицу и яйцо. КТ - только узкий уточняющий метод, выполнение которого преследует конкретный цели. И вообще, вы думаете, лечение(кроме оперативного) сильно изменится после выполнения КТ и подтверждения грыж или протрузий, заподозренных на риентгенограммах?
                Ответить на это
              2. 2009-09-08 16:33:58 Аноним
                КТ необходима лишь в качестве предоперационной подготовки больного. То, что у нас КТ стала скринингом, имеет только одну цель - развод на деньги. Сама идея скриниг-КТ маразматична. Уважаемый, вы путаете местами курицу и яйцо. КТ - только узкий уточняющий метод, выполнение которого преследует конкретный цели. И вообще, вы думаете, лечение(кроме оперативного) сильно изменится после выполнения КТ и подтверждения грыж или протрузий, заподозренных на риентгенограммах?
                Ответить на это

                Поместить комментарий

                Ваше имя: [ Новый пользователь ]